Подростковый период

   городской округ город Рыбинск Ярославская область

   Муниципальное общеобразовательное учреждение

   средняя общеобразовательная школа № 3

 

Проявления подросткового периода

 

         Многие из вас заметили, что дети вдруг стали какими-то не такими, как раньше. С ними стало труднее, беспокоиться о них приходиться больше. Порой кажется, что это происходит только с вашим ребёнком. Но дети наши просто начали взрослеть. Кто-то совсем потихонечку – делает только первые шаги, а кто-то уже активно пробует взрослость. Подростковый возраст – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу.  Давайте посмотрим, что же происходит.

         Прежде всего стоит обратить внимание на эмоциональное взросление детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения становиться познание окружающих, а через них - себя. Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи – «сегодня с одним, завтра с другим». Происходит снижение самооценки. Во взаимоотношениях со сверстниками это может проявляться в желании сказать другому то, чего ребёнок сам боится. К примеру, один ребёнок отвечает, а другой комментирует: «Фу, глупость какая!» Или если один ошибается, другой добавляет: «Ой, да она всегда так делает».

         Помимо эмоционального взросления можно выделить и поведенческое, то есть отражение взросления в поведении (подражание привычкам и внешнему виду взрослых). Это борьба за самостоятельность, требование позволить делать всё, что хочется. В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии. Основной формой проявления самостоятельности становится различного рода агрессивные действия, которые вызывают у взрослых ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Для подростков характерна обидчивость, раздражительность, требование позволить делать то, что запрещают, даже если это совсем не необходимо.

         Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:

  • НЕ хотят учиться, как могут;

  • НЕ хотят слушать никаких советов;

  • НЕ делают домашние дела;

  • НЕ приходят вовремя;

  • НЕ выполняют домашних заданий.

         Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают игры и задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. В сферу самопознания входит и изучение своей сексуальной привлекательности, а также опыта межполового общения. Девочки и мальчики пытаются нравиться друг другу, экспериментируют с формами ухаживания. В связи с этим в данном возрасте внешность подростка выходит на первый план, так как является визитной карточкой для принятия в группе сверстников. Замечания по поводу внешности подростками воспринимаются очень болезненно.

         Важно помнить, что у многих шестиклассников снижается самооценка из-за неуверенности в своей взрослости. Поэтому необходимо подчеркивать ценность и уникальность каждого ребенка.

         Следующая важнейшая линия развития подростка – отделение от семьи. Это не означает разрыв с семьей, а установление новых партнерских взаимоотношений, в которых семья и подросток способствуют развитию друг друга, помогают друг другу в решении своих жизненных задач.

         В этом возрасте у подростков появляются собственное мнение на вещи,  свои интересы и пристрастия в музыке, спорте. Неодобрительное высказывание о них воспринимается как глубокое оскорбление.

         Взросление – это хорошо или плохо? Конечно, хорошо, но возможны некоторые осложнения, которые стоит учитывать.

         В этот важный момент родителям необходимо:

  • Осознать начало взросления детей, принять его;

  • Расширить сферу самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, контроль за детьми;

  • Понимать возможности детей, давать им право на ошибку;

  • Оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого.

 Назад

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".