Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение детей специальных (коррекционных) классов VII вида

   городской округ город Рыбинск Ярославская область

   Муниципальное общеобразовательное учреждение

   средняя общеобразовательная школа № 3

 

Страничка психолога

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Психологическое сопровождениеэто система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребёнка.

Психологическое сопровождение образовательного процесса

Задачи психологического сопровождения образовательного процесса

  • формирование и развитие субъектной позиции всех участников образовательного пространства школы, развитие навыков самоанализа и рефлексии собственной деятельности;

  •   участие в разработке единого образовательного пространства школы, включающего учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, взаимную интеграцию деятельности администрации, педагогов, психолога, родителей. Создание на основе этого единого информационного пространства, доступного каждому участнику образовательного процесса;

  •    комплексная психолого-педагогическая диагностика уровня психического, физического развития, выявление отклонений в поведении и деятельности детей и подростков для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;

  •   комплексный психолого-педагогический подход в процессе коррекции имеющихся нарушений, а также в ходе работы по развитию социальных навыков детей и подростков, повышению эффективности обучения и социализации.

Направления сопровождающей деятельности педагога-психолога

Диагностическая работа

 Цель психологического обследования – определение актуального уровня развития учащегося, его потенциальных возможностей, индивидуальных особенностей интеллектуального и эмоционального развития, прогнозирование дальнейшего развития и разработка путей и методов коррекционной работы. При психологическом обследовании выявляется уровень развития высших психологических функций, двигательной и эмоционально-волевой сферы, работоспособности, мотивационной сферы.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка зависят от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Иметь представление об основных особенностях учащихся важно для всех специалистов, работающих с детьми: учителей, воспитателей, логопедов. Ведь чем раньше будут выявлены неблагоприятные тенденции в развитии ребенка, тем успешнее может оказаться их преодоление.

 Коррекционно-развивающая работа

 Включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекцион-но-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

— развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования.

Коррекционная работа проходит в форме индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий. Эти занятия проводятся индивидуально или в малых группах, укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков. Содержание занятий направлено на преодоление основных групп трудностей, которые испытывает учащийся с ограниченными возможностями здоровья.

1. Трудности, связанные с недостатками в формировании регуляторного компонента (несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции).

2. Несформированность пространственных представлений.

3. Недостатки в развитии познавательных процессов.

4. Недостаточность развития психомоторной сферы учащихся.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся в целях более успешного продвижения в общем развитии детей, коррекции недостатков их психического развития.

По завершении каждого этапа коррекционной работы проводится мониторинг ее эффективности, который позволяет проанализировать динамику развития учащихся, наметить пути дальнейшей работы с ними.

 Консультативная работа

  Включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование педагогом-психологом педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимся;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания;

— консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимся профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

 Информационно-просветительская работа

Предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения, учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

                                     Содержание деятельности педагога-психолога  на разных образовательных уровнях

 

Начальное общее образование (младший школьный возраст, 7-11 лет)       

 

  •  психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в формировании «умения учиться»;

  •  психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся: помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков;

  •   психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения: сопровождение перехода к обучению в средней школе;

  •   психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни;

  •   психологическое сопровождение профессионального самоопределения.

 Основное общее образование (подростковый возраст, 11-15 лет)

  •  психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в обеспечении эффективности учебной деятельности;

  • психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся: психологическая помощь в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков;

  • психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения: сопровождение перехода к обучению в старшей школе;

  • психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни;

  •  психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки.

2018-2019 учебный год 

  Методические разработки и  дидактические материалы психолога СОШ № 3

Список психокоррекционных программ

Дидактические материалы

Занятия в сенсорной комнате

Сенсорная комната как средство коррекции недостатков в психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития

Презентация "Сенсорная комната"

 

Презентация "Эмоции и чувства" 

Презентация "Определение последовательности событий"

Презентация "Развитие произвольной регуляции деятельности"

Технологическая карта психокоррекционного занятия на тему «Определение последовательности событий» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку психического развития. 2 класс(3-ий год обучения).

Проект коррекционно-развивающего занятия на тему «Формирование умения различать эмоциональные состояния».5а класс для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку психического развития.

 

Задачи

Мероприятия

Итоговые события

·   Объединение действий всех участников образовательного процесса с ориентацией на конкретного обучающегося.

·   Создание условий для реализации единых подходов в психолого-педагогическом и логопедическом сопровождении.

·   Осуществление преемственности между дошкольным и школьным образованием.

·  Заседания психолого-педагогического консилиума.

·   Педагогические советы.

·   Методические советы.

·   Совещания при директоре.

·   Взаимодействия с социальными партнёрами, родителями.

 

·     Планирование работы школы.

·     План работы психолого-педагогического консилиума.

·     Оформленные договоры с социальными партнёрами.

·     Выработаны единые подходы при работе с обучающимися.

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»